Поиск


Елизавета Ярославна

Елизавета ЯрославнаВ XI веке Киевская Русь достигла наивысшего расцвета, а ее международный престиж возрос. Многие представители русской княжеской династии породнились с иноземными правителями.

Как известно, сам Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля. Один из его сыновей вступил в брак с польской княжной, другой — с византийской царевной.

Примечательна судьба трех дочерей великого киевского князя — Елизаветы, Анастасии и Анны. Все они стали женами иноземных королей.

Наиболее романтическая история связана с именем княжны Елизаветы, руки которой на протяжении ряда лет добивался будущий норвежский конунг Гаральд Гардрада.

Гаральд был младшим братом конунга (короля) Олафа Святого. Когда Олаф погиб и на престол вступил его противник, пятнадцатилетнему Гаральду вместе с некоторыми другими норвежцами пришлось искать убежище на русской земле. Ярослав Мудрый по-дружески отнесся к изгнанникам и принял их к себе на службу.

Прошло несколько лет. Полюбив русскую княжну Елизавету, Гаральд просил выдать ее за него замуж. Но получил отказ. Как свидетельствуют скандинавские источники, князь Ярослав отвечал, что могло бы показаться поспешным решение, если бы он отдал дочь за чужестранца, у которого нет государства для управления и который к тому же недостаточно богат.

Удрученный неудачей норвежец покинул Киев и уехал в Константинополь. Вместе с отрядом соратников он поступил на службу к византийскому императору. Участвовал во многих походах и сражениях, отличился удивительной храбростью. А полученную за службу плату и военную добычу отправлял на хранение в Киев, к Ярославу Мудрому (которому особенно доверял).

Вскоре Византия оказалась ввергнутой в череду заговоров и междоусобиц. В эту борьбу были вовлечены и наемники-скандинавы. Оказавшись в немилости после очередного переворота, Гаральд со своим отрядом сумел вырваться из Константинополя и вернулся в Киев.

А поскольку был он не только отважным воином, но и талантливым поэтом, на обратном пути сложил стихи о своих подвигах и о своей несчастной любви. «Не хочет русская девушка чувствовать ко мне склонности», — так завершалась каждая из шестнадцати строф его песни.

На этот раз киевский князь согласился выдать замуж за норвежского героя свою дочь. Зимой 1043—1044 гг. сыграли веселую свадьбу, воспоминания о которой отразились и в скандинавских сагах, и в русских летописях.

Затем Гаральд вместе с молодой женой отправился из Киева на северо-запад. Дипломатическим путем и при поддержке могущественного тестя ему удалось получить власть в родной стране. А Елизавета Ярославна (которую скандинавы называли Эллисив) стала королевой Норвегии.

История Гаральда и Ярославны вдохновляла многих поэтов на создание стихотворных произведений на данный сюжет. Так, А. К. Толстой одну из своих баллад завершает сценой торжества Гаральда, получившего норвежский престол и обращающегося к Елизавете со словами:

«И слава, добытая в долгой борьбе,

И самый венец мой державный,

И все, чем я бранной обязан судьбе,

Все то я добыл лишь на вено* тебе,

Звезда ты моя, Ярославна!»

*дар за нев