Иванцив. Певица Елка
Личная жизнь
Артистка всегда категорически отказывается обсуждать свою личную жизнь в интервью. Певица рассказывала только о домашних питомцах: дома у неё живёт кошка. «Живу много лет с чёрной кошкой. Кошки — это моя страсть. Я бы сказала „да" всем кошечкам!», — говорила исполнительница.
Артистизм и музыкальный стиль
В начале карьеры, музыкальные журналисты выделяли Ёлку, прежде всего, за её неординарные вокальные данные. Андрей Никитин в Rap.ru писал, что «у певицы... голос нешуточного нерва. Он словно совершенный инструмент, на котором, что ни играй, всё здорово». Рита Скитер в InterMedia посчитала, что «голос Ёлки оказался пригоден для воплощения самых смелых музыкальных мечтаний». Борис Барабанов писал о «самобытной вокальной манере» исполнения певицы, а Денис Ступников отмечал запоминающиеся интонации и мощную экспрессию её исполнения. Влад Валов говорил: «Я посмотрел на Ёлку, и пока она что-то напевала в студии, понял, что она сможет спеть всё, что угодно».
Ёлка не являлась автором песен своего дебютного альбома и это, по мнению Скитер, могло разочаровать первых поклонников певицы. Сама исполнительница говорила на это: «Меня многие упрекают, что я просто исполнитель, а не пишу сама. Я не исполнитель. Я — медиум. Это разные вещи. Я просто умею доносить до людей нужные слова». Ёлку относили к жанру русского ритм-н-блюза. Барабанов писал, что «первая песня „Город обмана" заставила когда-то заговорить о Ёлке как о наследнице славы покойного Михея». Никитин высказывался против такого определения. По его мнению, авторы столичных изданий наградили Ёлку званием «первая отечественная r&b-исполнительница» и прилепили к ней «ходульное выражение „Михей в юбке"», что заставляло «задуматься в компетентности этих людей» и «усомниться в их нравственности». Сама певица скептически относилась к высказываниям критиков и, хотя называла свой стиль «тяжёлым гитарным R&B», поясняла, что говорила это в шутку, когда журналисты задавали вопросы о стилистике её музыки.
Когда журналисты начинают меня «пытать», я иногда отвечаю, что мой стиль называется русский жесткий r'n'b. Естественно, это просто шутка, потому, что на самом деле я никогда не задумывалась о том, в каком стиле мы работает. Мне кажется очень смешным, когда некоторые группы усиленно выдумывают свое собственное музыкальное направление, а потом не могут внятно объяснить, что же это за стиль такой. Вообще, русский r'n'b — это не про меня.
Ёлка в интервью Toppop.ru
Критики отмечали в её песнях влияние ритм-н-блюза, рока, регги, шансона и эстрады. Борис Барабанов отмечал, что наиболее удачными песнями на дебютном альбоме Ёлки стали те, в которых «её представления о современном вокале пересеклись с традициями советской эстрады, а именно в номерах „31 июня", „Девочка в Пежо" и „Хорошее настроение". Эти песни не столько удачи Ёлки, сколько истории о том, как могли бы звучать Ирина Отиева и Лариса Долина, если бы рискнули всерьез обратиться к молодежной аудитории». Тем не менее, большинство журналистов называли певицу «надеждой поп-музыки».
Долгое время Ёлка оставалась нишевой артисткой, со своей небольшой аудиторией. В своих последующих альбомах она продолжала тематику урбанистической жизни в большом городе. Елена Кузьмина из Jamsession.ru писала: «Ёлка — urban-певица, все [её] песни о городе и его жителях». К третьему альбому, эксплуатация одних и тех тем и неизменность музыкального стиля привели к тому, что публика и критики стали терять интерес к исполнительнице. Ёлка говорила, что сама была недовольна сложившейся ситуацией и была готова реализовать свои амбиции. В интервью «Комсомольской правде» она говорила, что провела в Москве девять лет и всё это время не сидела, сложа руки: «Я пела песни. Долго. Просто я была достаточно нишевой певицей. Это, действительно, так. И до какого-то времени меня это устраивало. Поэтому обижаться на это нет смысла. У меня была моя маленькая, но очень верная аудитория». Это предопределило дальнейшие изменения в жизни певицы.
У меня ко всему очень простое отношение. Это все настолько эфемерно, временно. Я сейчас наслаждаюсь тем, что со мной происходит. Этого времени, славы, давящей на меня... Я очень просто живу. Моя жизнь состоит из моих маленьких радостей. Единственное, что может меня чуть-чуть подгружать — это побочные эффекты, которые неизбежны при таких масштабах. Это жёлтая пресса, к которой я отвратительно отношусь. Даже не потому, что они меня так задели. Просто они ко всем плохо относятся. Забывают об элементарных вещах. Об уважении, о не вторжении в личное пространство. Это единственное. Остальное у меня радужно и превосходно. Моя публика, мои путешествия, моё ворчание. Это всё мои маленькие радости. Я их ждала. Я долго ждала. И через полгода устать от этого? Нет. Оно не давит. Это классно.
Ёлка рассказывает о приобретённой популярности в интервью КП.
Четвёртый альбом стал более зрелой работой, в которой также сохранилось влияние ритм-н-блюза и рока, но добавилась большая доля соула, регги и поп-музыки. Олег Лузин из Weburg.net писал: «К четвёртому студийному альбому „девочка в Пежо" отказалась от услуг продюсера Влада Валова, фронтмена небезызвестных Bad Balance, и стала полностью независимой. Это повлекло за собой коренной перелом в творчестве певицы: от R'n'B и альтернативного рока Ёлка переметнулась в стиль поп, что оправдало себя на все сто процентов». В «Комсомольской правде» отмечали, что за последние два года критика и публика «вознесли [Ёлку] до небес» и всё чаще стали называть её «чуть ли не первой достойной исполнительницей, появившейся после Земфиры, а также главной надеждой русской эстрады»: «...под этот Новый год её буквально рвали на части. И всё благодаря затейливой песенке про Прованс, которая буквально вытолкнула певицу на большую сцену из её „клубной" ниши, где она пела лет пять насмешливые песенки типа „Мальчик-красавчик" и „Девочка в маленьком Пежо"», — писала Елена Лаптева, отмечая, что альбом «Точки расставлены» укрепил её в статусе «сверхновой». Андрей Васянин в «Российской газете» отмечал, что последний альбом певицы многие посчитали более мейнстримовым по сравнению с предыдущими, но более хитовым и качественным по звуку. Описывая поведение Ёлки на сцене, он находил противоречие между музыкальным материалом («звучным, полноценным, требовавшим от всех участников концерта настоящего мастерства, близким к соулу и поп-року») и её «легковесным, совершенно эстрадным» поведением на сцене. «Для самой певицы тут никаких противоречий нет — Ёлка и говорит о себе в том смысле, что она ни рок, ни альтернатива, а поп-исполнитель, хотя „неординарный и с сюрпризами"», — пришёл к выводу журналист.
В обзоре концерта певицы в московском СК «Олимпийский», Гуру Кен писал, что «теперь именно она [Ёлка] задает тренды во всей отечественной поп-музыке. Что же за тренды? Максимум живого звука на концерте (но не целиком!), отменный вокал, умение проживать песню, микс из евро-попа и ритм-н-блюза во всевозможных конфигурациях». Журналист, отмечая аншлаг на концерте, посчитал, что массовая публика позволит Ёлке исполнять экспериментальную музыку («интеллигентный ритм-н-блюз с регги») только до тех пор, пока у неё будут выходить такие хиты, как «Прованс» и «Около тебя». Михаил Марголис в «Известиях» писал, что «Прованс» принёс исполнительнице широкую известность: «Стильный этюд о беспроблемном перелете романтичной красотки из Борисполя во Францию вознёс Елку в 2011-м на макушку популярности, откуда она спускаться пока не хочет», — и сравнивал степень её популярности в России с успехом Адель по всему миру.
Продолжение: Реакция критики. Публичный имидж. Ёлка рассказывает о своём новом имидже. Дискография