Эуэн Конгар. Французская сказка
Жил когда-то в одной деревне бедный вдовец с сыном. Звали его Эуэн Конгар. Все его богатство Состояло из клочка земли, на котором он работал сам, двух коров да лошади. Сына звали, как и отца, Зуэном, ему шел десятый год, и был он мальчик бойкий и смышленый. Вот он раз и говорит отцу:
— Отец, пошли меня в школу учиться.
— Как я тебя пошлю, сынок? Сам знаешь, я беден и платить за ученье не могу.
— А ты продай одну корову.
Отец продал на ярмарке одну корову и на вырученные деньги послал сына в школу.
Мальчик учился хорошо, учителя были им очень довольны. Но через год пришлось Эуэну продать и вторую корову, потом лошадь, чтобы было чем платить за учебу.
За три года тот многому научился в школе, и хоть и был еще молод, а стал настоящим ученым. Он заказал себе одежду, с одной стороны черную, а с другой белую, и пошел искать счастья по свету. Дорогой встретился ему какой-то хорошо одетый господин и спрашивает:
— Куда это ты идешь, мальчик?
— Искать работу, ваша светлость.
— Читать умеешь?
— Да, умею и читать и писать.
— Нет, в таком случае ты мне не подойдешь. И господин проехал мимо.
Эуэн вывернул свое платье наизнанку, пробежал полями и, выйдя на дорогу немного подальше, пошел навстречу тому же путнику.
— Куда это ты идешь, мальчик? — спросил тот, не узнав Конгара.
— Ищу службу, ваша светлость.
— Читать умеешь?
— Нет, ни читать, ни писать не умею. Мой отец беден и не мог посылать меня в школу.
— Хорошо, садись на лошадь позади меня.
Конгар сел на лошадь позади незнакомца, и они скоро приехали к красивому замку, окруженному высокими стенами. Никто не вышел к ним навстречу, когда они во дворе сходили с лошади, и чародей — новый хозяин Конгара был чародеем — сам отвел лошадь на конюшню. Потом, вернувшись, сказал Эуэйу.
— Ты не увидишь в замке ни мужчин, ни женщин — никого, кроме меня. Но не беспокойся, у тебя ни в чем не будет недостатка. И если постараешься точно выполнять все, что я велю, то будешь получать пятьсот экю в год.
— А что мне придется делать, хозяин?
— У меня здесь пятьдесят клеток, в каждой клетке по птице, а на конюшне десять лошадей, и тебе надо будет ходить за птицами и лошадьми так, чтобы я был доволен.
— Буду стараться, хозяин.
Хозяин показал ему клетки с птицами и лошадей, за тем сказал:
— Я уезжаю и вернусь не раньше чем через год и один день.
Чародей уехал, а Конгар, оставшись один в замке, усердно заботился о птицах и лошадях. Четыре раза в день в столовой кто-то накрывал на стол, хотя нигде не видно было ни единой живой души. Окончив работу, Эуэн пил и ел вволю, а потом прогуливался по замку и саду.
Однажды, бродя по комнатам и дивясь их богатому убранству, он увидел принцессу ослепительной красоты. Она сказала ему так:
— Я — одна из лошадей, за которыми ты присматриваешь в конюшне замка, третья налево от входа, серая в яблоках. Я дочь испанского короля, и меня волшебством превратили в лошадь. В таком виде я должна оставаться. До тех пор, пока не найду себе освободителя. Многие уже пытались это сделать, но чародей всех превратил в лошадей или птиц, тех самых, которые оставлены на твое попечение. Если чародей будет доволен твоей работой, он в награду позволит тебе выбрать одну из лошадей, что стоят у него на конюшне, и ты уедешь на ней к отцу. Выбери меня, и ты не пожалеешь об этом. Запомни же: серая в яблоках кобыла, третья налево от входа. Немало принцев и других знатных людей пытались провести чародея, и все поплатились за это: их кожа висит на крюках в дальней комнате замка. Берегись, чтобы и с тобой не случилось того же.
Принцесса дала Конгару прочитать книги чародея, и он узнал из них тайны волшебства.
Прошел год и один день. Хозяин замка приехал домой. Он был так доволен усердием Конгара, что предложил ему остаться еще на год и обещал удвоить жалованье.
— Нет, — сказал Конгар, — я хочу вернуться к отцу.
— Но подумай все же — отсюда до твоей деревни двенадцать тысяч миль!
— Все равно, я хочу ехать к отцу.
— Ну, хорошо, вот тебе пятьсот экю, твое жалованье. И, кроме того, можешь выбрать себе на конюшне любого коня и ехать на нем к отцу.
Они отправились на конюшню. Конгар сделал вид, будто выбирает, потом указал на серую в яблоках кобылу:
— Я возьму вон ту маленькую лошадку.
— Как, эту клячу? Видно, что ты ничего не смыслишь в лошадях. Да ты погляди, какие красавицы стоят рядом с нею.
— Нет, мне эта маленькая лошадка нравится, и другой я не хочу.
— Будь ты проклят! Бери ее, но ты все равно из моих рук не уйдешь.
Конгар вывел из конюшни серую лошадь и ускакал на ней.
Когда они выехали из владений чародея, лошадь приняла свой прежний образ — превратилась в красавицу принцессу.
— Возвратись к отцу, — сказала она своему спасителю, — а я вернусь к моему, в Испанию. И через год и один день ты также будь там, при дворе испанского короля.
Сказав это, она скрылась.
Конгар решительно зашагал в сторону родной деревни. Когда онСыл уже недалеко от нее, он встретил знакомого нищего, который его не узнал. Конгар спросил у него:
— Не знаете ли вы, дедушка, Эуэна Конгара?
— Как мне его не знать, он мой сосед, — отвечал нищий.
— Значит, он жив? А как его дела?
— Жив-то он жив, а вот дела его совсем плохи, ему не лучше, чем мне. Он отдал последние гроши на ученье сына, а тот его бросил и неизвестно куда девался.
Конгар дал нищему монету в двадцать су и пошел дальше. Скоро он пришел к хижине отца и бросился обнимать старика, который сидел у порога на камне.
— Здравствуй, отец, вот я и вернулся домой!
— Не потешайтесь надо мной,— возразил старый Конгар, не узнавая сына.
— Я теперь богат, отец, мы с тобой заживем на славу. Смотри!
Он бросил на стол пятьсот экю — все красивыми золотыми монетами. Потом отправился в ближайшее местечко закупать провизию, привез белый хлеб, говядину, свиное сало, сосиски, сидр и даже вино, и, созвав соседей, они устроили настоящий пир. Это повторялось каждый день, пока не истрачены были все пятьсот экю. Когда от них осталась только одна монета в шесть франков, старик сказал сыну:
— Вот мы опять без денег, сынок, опять такие же нищие, как были.
— Не беспокойся, отец. Ты отказывал себе во всем, чтобы посылать меня в школу, и теперь ты увидишь, что Ученье пошло мне впрок..Ты ни в чем не будешь нуждаться.
И в самом деле, недаром Эуэн прочитал книги чародея и по ним изучил тайны его искусства.
— Вот что, отец, завтра утром ты пойдешь на ярмарку в Ланьон продавать быка.
— А где я его возьму, этого быка? У меня давно нет ни быка, ни коровы, ни теленка.
— Откуда бы он ни взялся, а завтра ты, встав поутру, найдешь у двери отличного быка. Отведи его на базар в Ланьон, проси за него две сотни экю; не уступай ни гроша, тебе заплатят эту цену. Смотри только, не отдавай веревку.
— Веревку всегда отдают вместе с быком, — заметил старик.
— А я тебе говорю — не отдавай веревку, иначе ты навлечешь на меня большую беду. Слышишь, отец? Принеси веревку обратно домой.
— Ладно, принесу, но у нас так не водится.
На другое утро старик действительно увидел у дверей хижины великолепного быка с новенькой веревкой на шее. Он тотчас повел быка в Ланьон, забыв даже посмотреть, где сын. А этот бык и был его сын, который, прочитав книги чародея, умел теперь превращаться в любое животное.
Как только быка увидели на ярмарке, все барышники и мясники, сколько их было на площади, стали торговать его у старика.
— Эй, отец, сколько за быка?
— Двести экю без веревки.
— Вот заломил цену! Скажи сто пятьдесят, и мы ударим по рукам и разопьем бутылочку.
— Не уступлю ни гроша.
— Ну что ж, бык останется у тебя, только и всего. Барышники и мясники подходили, щупали быка, торговались, но, так как Конгар требовал двести экю и ни гроша меньше, покупатели уходили к другим.
К концу дня, когда солнце уже заходило, к старику подошел незнакомый покупатель с огненно-рыжими волосами и беспокойными зоркими глазами. Он осмотрел быка и спросил:
— Сколько за быка, старик?
— Двести экю без веревки.
— Цена немалая. Но бык мне нравится, мне такой и нужен. Получай свои две сотни. А веревку мне оставь, чтобы я мог его увести.
— Нет. Я же вам сказал, что веревку не отдам.
— Но веревку всегда отдают покупателю — не знаешь, что ли, старый дурак?
— Я сказал, что веревку не отдам. Еcли не согласны, так и не надо: ваши деньги останутся при вас, а мой бык при мне.
— Черт с тобой и с твоей веревкой, можешь на ней повеситься!
И покупатель ушел.
Быка купил мясник из Морле, увел его домой и поставил в хлев, чтобы на другой день зарезать. Но наутро бык исчез из хлева, а Эуэн Конгар вернулся домой к отцу.
Пока у них были деньги, отец и сын жили, ни в чем себе не отказывая, не забывая и друзей. Когда от двухсот экю осталась только одна монета в шесть франков, Эуэн сказал отцу:
— Отец, завтра утром ты пойдешь на базар в Бре продавать лошадь.
— А где мы ее возьмем, эту лошадь?
— Об этом не беспокойся. Она явится оттуда же, откуда явился бык, и завтра утром ты ее найдешь у дверей. Проси за нее триста экю, ни гроша меньше. Но уздечку не отдавай. Принеси ее домой. Если отдашь, ты дорого за это поплатишься, да и я тоже.
— Хорошо,— сказал старый Конгар, — принесу уздечку, раз ты этого хочешь. Да только так у нас не водится, чтобы лошадь без уздечки продавать.
На другое утро старый Конгар отправился на базар в Бре верхом на прекрасном коне, которым он весьма гордился.
Немало барышников из Корнуайля и Трегьера подходили к Конгару и пытались купить коня. Но старик требовал триста экю и ничего не уступал, а покупатели считали, что это слишком дорого, и уходили, хотя лошадь всем очень нравилась.
К вечеру опять пришел тот незнакомый барышник, что в прошлый раз торговал быка, и спросил:
— Сколько за коня, старик?
— Триста экю без уздечки.
— Это дорого, но лошадь мне нравится, и я заплачу, не торгуясь. Только уздечку ты мне отдай. Сам знаешь, так всегда делается.
— Нет, уздечка мне самому нужна. Не хотите, так и коня не продам.
— Да ты не знаешь, что ли, старый дурень, что уздечку всегда продают вместе с лошадью?
— Пускай себе другие делают как хотят, а я не продам, вот и все.
— Ну и не надо, черт тебя побери вместе с твоим конем и уздечкой!
И незнакомец ушел, сильно рассерженный.
Немного позднее лошадь была продана одному барышнику из Нормандии. Он отвел ее в Генгам и поставил на ночь в конюшню вместе с другими лошадьми, собираясь утром отправиться восвояси.
Но на другое утро лошадь пропала, ее новый хозяин напрасно недоумевал, что с ней могло случиться.
А лошадью этой был Эуэн Конгар, который умел превращаться в животных. Он принял опять свой человеческий образ и вернулся домой.
Когда были истрачены и триста экю, вырученные за коня, Конгар превратился в осла. С вечера он наказал отцу, чтобы тот повел осла продавать на ярмарку в Бре, просил за него двести экю и ни за что не отдавал недоуздка.
Тот же самый никому не известный барышник пришел покупать осла.
— Сколько за осла, старик?
— Двести экю.
— Двести экю — это дороговато за такого ослика. Но я торговаться не люблю, получай две сотни и давай мне осла.
Он тотчас же сел на осла.
— Постойте! — закричал Конгар. — Недоуздок оставьте мне.
— Поздно хватился, старик! — отвечал тот насмешливо.
Он ударил осла палкой и ускакал галопом.
По пути он остановился у кузницы и сказал кузнецу:
— Скорее, кузнец, сделай четыре подковы весом пят" пудов каждая и подкуй моего осла.
— Шутить вздумали? — сказал кузнец.
— Делай то, что тебе сказано, я хорошо заплачу. Пока кузнец ковал подковы, осел стоял на улице: е
привязали к кольцу, вделанному в стену кузницы. Вокруг осла собрались дети и стали дергать его за уши, чтоб послушать, как он ревет.
— Отвяжите меня, — сказал осел.
— Этот осел умеет говорить! — закричал кто-то из детей.
— А что он сказал? — спросил другой.
— Он просит отвязать его.
— Да, дети, отвяжите меня, и тогда увидите забавную штуку, — повторил осел.
Они послушались. И в тот же миг осел превратился в зайца, и давай бог ноги!
Услыхав крик детей, чародей вышел из кузницы.
— Где мой осел?!
— Он превратился в зайца и убежал.
— В какую сторону?
— Вон туда, через поле, — отвечали дети.
Чародей мигом превратился в собаку и погнался за зайцем.
Тот, услыхав за собой погоню, превратился в голубя и взвился вверх. Чародей тут же стал ястребом и понесся за ним. Так они долетели до столицы Испании. Ястреб уже настигал голубя, но тот превратился в золотое кольцо и прыгнул прямо на палец принцессы, дочери испанского короля, которая в это время сидела у окна.
Тогда чародей принял свой человеческий образ и явился во дворец, выдавая себя за врача и говоря, что хочет исцелить старого короля — король уже давно хворал, и его не могли вылечить все врачи королевства.
Чародей нашел нужное лекарство, исцелил короля, и король в благодарность за услугу обещал дать ему все, чего бы он ни попросил.
— Мне не нужно ничего, — отвечал мнимый врач,— кроме того золотого кольца, которое носит на пальце ваша дочь.
— Так мало? Если вам нужно золото, я вам отсыплю вволю.
— Нет, мне не нужно ничего, кроме кольца вашей дочери.
— Хорошо, завтра утром вы его получите.
Принцесса легла спать не сняв кольца и очень удивилась и испугалась, увидев вдруг подле себя мужчину. Это был Конгар. Боясь, что она закричит, он поспешил ее успокоить:
— Принцесса, я тот, кто спас вас от чародея и только что был золотым кольцом на вашем пальце. Чародей все время упорно меня преследует. Он возвратил здоровье вашему отцу и в награду требует кольцо, которое вы носите на пальце. Обещайте королю исполнить это требование, но с тем условием, что вы сами наденете кольцо на палец врачу. А когда будете надевать, уроните кольцо на пол. Об остальном не заботьтесь, все будет хорошо, если вы сделаете так, как я прошу.
Принцесса обещала поступить так, как сказал Конгар.
На другое утро старый король позвал дочь и, указывая на чародея, переодетого врачом, сказал:
— Дочь моя, этот человек исцелил меня, тогда как все врачи королевства ничем не могли мне помочь. И в награду за такую великую услугу он просит только золотое кольцо, которое ты носишь на пальце. Ты, конечно, ему не откажешь.
— Нет, отец мой, не откажу, — промолвила принцесса. — И я сама надену ему на палец это кольцо.
Она сняла кольцо, и когда врач поспешил протянуть ей палец, она, словно от неловкости или волнения, уронила кольцо на пол.
В тот же миг кольцо превратилось в горошину, а чародей — в петуха.
Только петух собрался проглотить горошину, как она превратилась в лисицу и перегрызла петуху горло. Так окончилась борьба, в которой Зуэн Конгар победил своего учителя.
Тогда принцесса представила отцу своего спасителя, рассказала о всех его испытаниях и приключениях. И Конгар женился на дочери испанского короля. По этому случаю при дворе было много пышных празднеств и богатых пиров, на которые пригласили и старика Конгара — он в ту пору был еще жив.