Лекции профессора Чайникова. Завтрашняя Лекция. Катушки, конденсаторы и, если успеем, диоды Успенский
Вот уже несколько дней вся научная страна с интересом смотрела по телевизору, как профессор Чайников сражается с электричеством. Смотрели академики, профессора, кандидаты наук, инженеры-практики. И у многих кое-что прояснялось. И не просто прояснялось, а явно сдвигалось с места. Такова была сила его ученого напора.
В этот раз профессор пришел в лыжных ботинках. Он очень стеснялся, прятал ногу за ногу. А зря, потому что ботинки редко показывают по телевизору. Только тогда, когда их усиленно прячут. Но скоро он успокоился и начал:
— Дорогие ребята, будущие ясные умы! В прошлый раз мы остановились на катушке с проводами и на конденсаторе. Безобразие! Я просил маленькую катушку. Я просил маленькую батарейку! Где все это?
Работники телестудии растерялись, потом сказали:
— Наверное, у Марины Рубиновой.
— А где Марина Рубинова?
Работники телестудии снова растерялись, потом снова сказали:
— Не знаем.
Тут в студии зазвонил телефон. Это была Марина.
— Профессор, вы меня ищете?
— Вас... и батарейку с катушкой.
— Я тоже ищу батарейку. Я вам звоню из радиомагазина. Нигде батареек нет. Все батарейки раскупили школьники. Вы же сказали им к следующему разу приготовить батарейку и катушку. Вот они все и приготовили так, что нам с вами ничего не досталось.
— Ладно, — сказал профессор, — возвращайтесь в студию. Мы проведем теоретическое занятие.
Он положил телефонную трубку и принялся за теорию:
— Если взять батарейку и подсоединить ее к концам провода, намотанного, допустим, на карандаш вот так...
...то по катушке побежит ток. Отрицательные электроны помчатся от минуса к плюсу. Они побегут приблизительно так, как вода по трубам. Ясно вам? — Он пронзил строгим взглядом своих слушателей. Этот взгляд многих заставлял буквально впитывать знания. Специалисты называли его чайниковым.
— Самое интересное это то, что ток, бегущий по катушке, создает вокруг катушки особую атмосферу — магнитное поле. Если мы сейчас на катушку с током положим листок бумаги и посыпем этот листок железными опилками, примерно как посыпают поросенка солью, то опилки на бумаге лягут в определенном порядке, такими расходящимися вытянутыми кругами.
К этому времени в студии уже появилась Марина Рубинова.
— Профессор, — громким шепотом сказала она на всю страну, — вы про опилки ничего не говорили.
— Да, не говорил. Ну и что?
— У наших домашних студентов их нет.
— Так пусть поскорее напилят. Возьмут напильник, гвозди и быстро создадут полкило опилок.
— А если у них нет полкило гвоздей?
— Тогда пусть приготовят компас с магнитной стрелкой. Он тоже может показывать, есть магнитное поле или нет.
— А мы что будем делать?
— Мы пока подождем.
Но подождать не удалось. Раздался длинный телефонный звонок из проходной Центрального телевидения:
— Товарищ профессор, тут к вам два человека рвутся с пальмой. Пропустить?
— Конечно. Это, наверное, слушатели-энтузиасты. У них возникли вопросы. — Но тут же он притормозил. — А зачем у них пальма? Может быть, они ошиблись? Может быть, им надо на передачу «Клуб служебного садоводства»?
— Пальма — это собака! — объяснили из проходной.
— Тогда это к нам, — сказала Марина. — Батарейки у нас нет, вот они и привели нам собаковое электричество.
— Нет, — сказали из проходной, — эта собака ученая. Ее катушка волнует. Она так к катушке и рвется.
— Ладно, — согласился профессор, — пусть они идут. А мы пока продолжим цикл лекций о радиоволнах и радиоприемных устройствах.
Но продолжить цикл столь нужных лекций ему не удалось. Дверь в студию выстрелила и внутрь влетела громадная длинношерстная собака. За ней на поводке ехал милиционер, тот самый, который в свое время отказался стрелять на берегу Останкинского пруда. Следом бежал маленький противненький человечек в телогрейке и шапке-ушанке на босу голову. Хотя на дворе, впрочем, как и в студии, было лето. Собака, ни секунды не раздумывая, ухватила профессора Чайникова за конец ботинка и стала тянуть. Профессор забрыкался, схватился за какой-то кабель, поехал по полу и выключил в студии свет. Посыпался дождь сверкающих капель.
— Товарищи зрители, — не растерялась Марина Рубинова. — В прошлый раз вы узнали про кошковое электричество. Сейчас вы видите собаковое.
— Да ничего подобного! — кричал профессор Чайников. — Собакового электричества не бывает! Это бред! Сейчас вы видите нападение бешеной собаки на представителей широкой научной мысли.
— И не бешеной собаки! — кричал маленький противненький человечек маленьким противным голосом. — А служебной! И не на представителей науки, а на расхитителей государственного ымущества.
— Какого ы-мущества?! — возмущался профессор. — Это у меня ботинок расхитили!!
Наконец-то зажегся свет, и все объяснилось. Дело в том, что катушка со свинцовым кабелем была ценным государственным имуществом с военным уклоном. Этим кабелем собирались соединить Генеральный Штаб с Комитетом Защиты Мира. И вдруг катушка пропала.
Прораб Самсонов в ушанке, как только увидел, что катушки нет, сразу позвонил в Генеральный Штаб. Из Генерального Штаба позвонили в милицию. Милиция прислала милиционера с собакой. Собака сразу напала на след катушки с кабелем, прибежала к профессору Чайникову и ухватила его за ногу. Сейчас она держала в зубах лыжный ботинок профессора и не собиралась его отдавать. А наоборот, со страшной силой его грызла.
— Жулики! — бегал вокруг них прораб Самсонов.
— Мы не жулики, — поправила его Марина Рубинова. — Мы — Центральное телевидение.
— Вот-вот. На Центральном телевидении самые центральные жулики сидят.
— Товарищ милиционер, — попросила Марина, — арестуйте этого, который Центральное телевидение оскорбляет.
Милиционер даже растерялся — кого тут арестовывать: то ли Центральное телевидение за кражу катушки, то ли ушаночного прораба Самсонова за оскорбление Центрального телевидения.
А вот служебная собака Пальма не рассуждала. Она жевала ботинок профессора со страшной силой и не собиралась его отдавать. И неизвестно, что ее к этому подхлестывало: то ли служебное рвение, то ли то, что ботинок был хорошо смазан гусиным салом, как положено всем лыжным ботинкам. Она уже стала доставать пальцы профессора Чайникова.
Профессор расстегнул ботинок и уступил настырной собаке.
Тогда все успокоились и все объяснилось. Марина Рубинова позвонила на проходную:
— Товарищи дежурные, выпустите поскорее с телецентра милиционера с собакой Пальмой и прораба с катушкой.
В это время на пост заступил новый дежурный. Прораба с катушкой он выпустил быстро, а милиционера никак не хотел выпускать:
— Мне сказали, что милиционер будет с собакой и с пальмой. А вы без пальмы. Не пущу вас.
Милиционер был находчивый. Он поднялся на второй этаж, взял бочку с пальмой и снова пришел:
— Теперь я с пальмой?
— Теперь вы с пальмой, проходите.
Милиционер вышел, а пальму передал дежурному:
— Теперь вы тоже с пальмой. Так и стойте с ней.
И дежурный очень гордо стоял с пальмой на посту. Как старинный часовой со старинной винтовкой в старинное время.
Профессор Чайников сказал:
— Продолжаем лекцию. Если у вас есть опилки, посыпьте ими катушку с током, лежащую на бумаге. Если опилок нет, поднесите к катушке компас. Стрелка будет отклоняться в зависимости от того, есть ток в катушке или нет.
Профессор был очень озабочен электрическим током, магнитным полем, наличием опилок у заочных студентов, откусанным ботинком, и поэтому он имел очень сердитый вид. Он напоминал сурового надсмотрщика над русалками из русской народной сказки.
Он понял это и резко заулыбался, чтобы не пугать телезрителей. И от этого стал еще больше напоминать сурового надсмотрщика над русалками, который делает вид, что чему-то радуется.
Пока телекамера показывала рисунок кривоватой батарейки с кривоватой катушкой и с опилками, Марина Рубинова причесала профессора и поправила на нем галстук.
Вот он, этот кривоватый рисунок:
— Итак, вы сделали главный вывод, — сказал профессор, — вокруг катушки, по которой идет ток, образуется магнитное поле. Точно такое, какое бывает вокруг магнита.
Вдруг зазвонил телефон. Это звонил Фома.
— А я не сделал этот главный вывод. Я сделал другой.
— Какой? — спросил Чайников.
— Магнитное поле не образуется. Оно есть всегда. Просто оно собирается вокруг катушки с током, как грозовые облака вокруг Казбека. Оно притягивается к катушке.
— Интересная мысль! — сказал профессор. — Надо ее обдумать.
Он сморщил лоб, как грецкий орех, и ушел в себя. Но Марина живо вытащила его из этого состояния:
— Товарищ профессор, у нас еще конденсаторы. И, если успеем, диоды.
— Ах, да! — согласился профессор. — У нас еще конденсаторы. Немедленно переходим к ним. Товарищи операторы, вы готовы?
Товарищи операторы немедленно подхватили свои камеры, звукооператоры подхватили микрофоны, все собрались куда-то бежать. Но Чайников никуда переходить не стал, он стал рисовать.
— Если на пути у электрического тока поставить две большие плоскости, очень близко друг от друга стоящие, ток затормозит и никуда больше не побежит.
Он сделал такой рисунок:
— Понятно?
— Совсем непонятно, — сказала Марина Рубинова. — Что это за червячки и крестики?
Профессор скривился. Он сделал лицо похожим на куриную попку:
— Ой, не смешите меня. Червячки и крестики!!! Это же ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЗАРЯДЫ!!!
— А что это такое?
— Вы даже этого не знаете?
— Не знаю.
— Может, вы и науку не любите, и технику?
— Терпеть не могу! — честно призналась Марина Рубинова.
Профессор Чайников схватился за сердце:
— Валидол, пожалуйста! — потребовал он. — И заявление об увольнении по собственному желанию.
— Валидол, пожалуйста, — сказала Марина. — А увольнения не будет.
— Почему?
— Собственного желания нет. Я люблю телевидение.
— Вы работаете в научной редакции. Можно сказать в самой научной на ЦТ и не любите науку. Позор! Просто можно утопиться в Останкинском пруду.
— А почему это я должна топиться в Останкинском пруду? — спросила Марина. — А может быть, это вам надо топиться в Останкинском пруду? Ведь это вы не приучили меня к науке. Вы — старшее поколение. И не только меня. Может, я не одна такая. Может быть, полстраны еще. Что же вы всех будете топить в Останкинском пруду? Тогда вам Останкинского пруда не хватит.
Профессор Чайников опешил и оторопел. Он никак не ожидал такого поворота. Он погрузился в себя на целую минуту. Потом выгрузился и примирительно сказал:
— А сказки вы любите?
— Люблю. Очень люблю.
— А те полстраны, которые мы вместе с вами чуть не утопили, они тоже любят?
— Они тоже любят. Сказки все любят.
— Тогда я расскажу вам об электрических зарядах и электрическом токе лекцию в виде сказки. Хорошо?
— Очень хорошо! — обрадовалась Марина.
— Ладно, — начал профессор Чайников. — В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее в некоторой электрической батарейке жили-были очень шустрые детишки-электрончики.
— А почему жили-были? — спросила Марина. — Они что померли, что ли?
— Ничего они не помирали, — возразил профессор Чайников. — Они и сейчас живут.
— Так и рассказывайте.
— Ладно, — согласился профессор. — В каждой батарейке, в каждом аккумуляторе бегает большое количество шустрых ребятишек-электрончиков. Они такие худенькие, тощие, на коротеньких ножках и с сосками. Интересно?
— Очень, — сказала Марина Рубинова.
— Еще там есть другие существа — иончики, ионы. Они, наоборот, ленивые, круглопузые, добродушные, никуда не бегут, стоят на месте, разговаривают, прянички жуют. А электрончики вокруг них носятся, как дети вокруг своих нянь. Интересно?
— Захватывающе! — сказала Марина.
— А еще там живет один страшный и злой тип — волшебник по имени балбес Э. Дээс. Он такой зубастый, валенкообразный и с дубинкой.
— Почему он валенкообразный и с дубинкой? — спросила Марина.
— Потому что он похож на валенок в тапочках. Дубинкой он пугает электрончиков и собирает их в одно место. Они хотят к иончикам, а он их сгоняет в один угол батарейки и там держит. Смотрите.
Он нарисовал такой рисунок. Жутковатый с большими зубами балбес Э. Дээс толстой палкой сгонял в угол батарейки маленьких тощеватых электрончиков.
Тонкопузые электрончики, похожие на палочки на ножках, сбились кучей возле большого графитового столба внутри батарейки и со страшной силой дрожали там.
— Видите, — сказал Чайников. — Они стоят здесь, а очень хотят попасть к своим няням, иончикам.
— Мне так их жалко.
— И мне, — согласился Чайников. — Все это напоминает детскую игру: «Гуси, гуси!» — «Га-га-га!» — «Есть хотите?» — «Да, да, да!» — «Так летите!» — «Нет... Серый волк под горой не пускает нас домой!»
— Я все поняла, — сказала Марина Рубинова, которая делала грандиозные успехи в физике. — «Электрончики, электрончики!» — «Га-га-га!» — «К иончикам хотите?» — «Да, да, да!» — «Так бегите!» — «Нет... Под горой Э. Дээс, не пускает нас балбес!» Как же им помочь, бедным электрончикам?
— Надо проложить им дорожку, — объяснил Чайников. — Дорожкой для них служит любой металлический проводник — металлическая лента, проволока и даже спица. Эх, были бы у нас батарейка и лампочка, мы бы все ребятам показали.
И тут в студию вошел Миша Кувалдин — такой помощник... режиссе... нет звукоопе... неизвестно чей помощник. Он был неизвестно чей помощник вот уже двадцать лет. Он был совсем взрослый и важный и все время слушал музыку через наушники, как хиппи.
Его папа и мама были большими начальниками. Они очень баловали Мишу, покупали ему игрушки, делали за него уроки, все ему доставали. Когда еще у нас в стране не было битлзов и неизвестно еще были ли эти певцы в Англии, у Миши уже были их пластинки, и Миша слушал их с утра до вечера.
Родители устроили Мишу на Центральное телевидение, и он работал здесь уже двадцать лет. Ходил из студии в студию, из буфета в буфет и слушал свою музыку через наушники. Он носил длинные волосы и бороду. И про него можно было бы сказать: «Что, хиппуешь, клюшка?», если бы он был похож на клюшку, а он больше был похож на пень или бревно.
Профессор Чайников увидел Мишу и позвал к себе:
— Иди сюда, золотце. Это у тебя магнитофон?
— Да, — сказал Миша.
— Так. Давай вытащим из него батарейку.
— Зачем?
— Так нам нужно для передачи! — сказал Чайников.
— А там есть батарейка? — поразился Миша, глядя на свой прибор.
— Есть, — ответил Чайников.
— А мы сумеем вставить обратно?
— Конечно.
— Мы только покажем ребятам, как бегают электрончики, — успокоила Мишу Марина Рубинова.
— Они тоже там есть? — в ужасе спросил Миша, глядя на свой плейер. Он, очевидно, подумал, что электрончики это как тараканчики.
— Есть.
— А мы сумеем запихнуть их обратно? Они не убегут?
— Не убегут, — успокоил его профессор Чайников. Он вытряхнул батарейку из Мишиного магнитофона и показал телезрителям.
— У вас магнитофон с подсветкой?
— С подсветкой, — сказал Миша.
— Очень хорошо. Мы еще лампочку возьмем.
— Там еще лампочка есть? — поразился Миша. — Я думал только одна подсветка.
Профессор вытащил лампочку и обратился к зрителям:
— Ребята, здесь, у клеммы со знаком минус, собрались наши электрончики. Их сюда согнал балбес Э. Дээс. Они ходят с плакатами: «Хотим свободы!», «Да здравствует Ельцин!», «Пустите нас за кордон к иончикам!». У них есть одна возможность перебежать к иончикам — воспользоваться металлической дорожкой. Длинная клемма есть дорожка, короткая клемма тоже есть дорожка. В лампочке волосок — это тоже дорожка для электрончиков. Только она очень тонкая. Когда они по ней побегут большой толпой, они устроят такую толчею, такую толкотню, что волосок раскалится и будет светить. Смотрите.
Он подсоединил клеммы батарейки к лампочке, и она засверкала.
Больше всех был потрясен Миша Кувалдин:
— Я обязательно покажу это маме. Она будет этому так рада! — сказал он.
— А если вместо лампочки поставить маленький электромоторчик, — сказал Чайников, — то электрончики начнут его крутить.
Вдруг в студии что-то случилось. К профессору Чайникову подбежала Марина Рубинова и тихонько сказала на ухо на всю страну:
— Космонавты приехали.
— Молодцы, — похвалил их Чайников. — Тянутся к знаниям. У них что — вопросы есть по электричеству?
— Нет. У них встреча с молодежью Западного Берлина.
— И молодежь Западного Берлина здесь? Как быстро растет круг наших слушателей.
— Нет, — возразила Марина. — Они не наши слушатели. Они сами по себе. У них сейчас начинается своя передача: «Шире круг мира вокруг мира». И нам пора закругляться.
— Намек понял, — сказал Чайников. — Дорогие юные телезрители, в связи с тем, что наше время в эфире захватила молодежь Западного Берлина, мы заканчиваем лекцию. Я не скажу вам, что надо приготовить к следующему разу, а то вы раскупите в магазинах все диоды и конденсаторы, и мне нечего будет вам показывать с экрана. Потому что мне ничего не достанется.