Нетрадиционные, иррациональные сюрреалистические жуткие истории Успенский читать
Красная Рука, Зелёный Пистолет, Чёрные Шторы... Это самая многочисленная и, безусловно, самая жуткая ветвь страшного детского фольклора. Жуткая потому, что в обыденной жизни люди никогда не встречаются ни с чем подобным. Со скелетами и вампирами мы тоже не часто встречаемся. Но всё-таки понимаем, что такое скелет, откуда он взялся и чего он хочет. А вот чего хотят Чёрные Шторы, живой ли Фосфорный человек и кто его родители — этого не знает никто.
А раз не знает никто, это и есть самое страшное. Это типично городской фольклор. И дело здесь не столько в атрибутике, сколько в новом мышлении городских детей, выросших в удалении от кладбищ и воспитанных в духе атеизма. Отгороженные бетоном от природы и идеологией от правды жизни, они вроде бы должны были позабыть о тяжком наследии прошлого, обо всех этих жуткостях и необычностях.
Но свято место не бывает пусто. И потребность в страшном нашла новые кошмары — необъяснимые, лишённые как будто бы всякой логики.
Как будто, потому что логика и основания для появления нового цикла ужасов всё-таки были. Дату появления этих историй можно порой вычислить с точностью до пятилетки. Год 1934-й и другие. Практически во всех фольклорных историях по ночам исчезают члены семьи: сначала — дедушка, потом — бабушка, отец, мать, старшая сестра...
Ведь никто не мог объяснить маленькому мальчику, куда в реальной жизни исчезла семья, жившая в соседней квартире. Вот тогда-то и появились в нашей стране Красная Рука, Чёрные Шторы, автобусы с чёрными шторками и подземелья, где людей режут на части. Не только сталинская «мясорубка» отразилась в этих историях, но и дефицит — никаких штор, кроме чёрных, никаких перчаток, кроме красных, в магазинах нет. Без преувеличений, по этим рассказам можно изучать новейшую историю СССР. Мы долго думали, по какому принципу расположить эти рассказы: по цветовым признакам, по биологическим, по размерам, и в конце концов расположили их по степени возрастания страшности.
СОДЕРЖАНИЕ
Олитературенный фольклор
С точки зрения хронологии и поэтики собранные в этом разделе рассказы — самые разношёрстные. Объединяет их влияние «взрослой» культуры — литературы, кинофантастики, детективного и готического романа и некоторых других литературных пластов. Кажется, витамин Страха нужен для духовного развития ребенка не меньше, чем все другие витамины. На Западе на этой потребности создали целую индустрию, освоив черный роман и кинопродукцию ужасов. Наш ребёнок добывал необходимый ему витамин из всего, что попа далось под руку, перерабатывая в страшные рассказы то, что более менее для этого подходило — от фантастических романов до классики. Степень заимствований и переработки в этих рассказах различна, но влияние взрослой литературы вплоть до стилистической специфики — безусловно.
Олитературенный фольклор. Читать все истории
Случай на советско-польской границе