Школа клоунов 2-й День занятий Успенский читать
Сначала Василиса Потаповна решила немного повоспитывать клоунов. Она сказала:
— Дорогие учащиеся! Если человек культурный, он просто обязан уметь писать и читать.
— И неправда! — моментально возразила Наташа. — Я, например, культурная. Не дерусь. Не плююсь, где не надо. А писать не умею.
— И я культурный! — закричал клоун Саня. — У меня есть целых два носовых платка. Один мой. Один для Полкана. А читать я не могу.
— Но культурный человек должен знать все, — настаивала Василиса Потаповна. — Поэтому он читает газеты!
— А я радио слушаю, — возразил скромный Шура. — И тоже все знаю. Сколько градусов в Подмосковье. Какие события сейчас в Африке.
— А какие события сейчас в Африке? — спросила Наташа. — Айболит еще там?
— Значит, выходит, что учиться не обязательно? — растерялась Василиса Потаповна.
— Выходит, что так выходит, — ответил Шура.
Раздался треск мотоцикла. Это приехала Ирина Вадимовна. За ней возник Помидоров с портфелем под мышкой.
— Чем вы тут занимались?
— Нам Василиса Потаповна объясняла, что учиться совсем не обязательно! — закричала радостная Наташа. — Можно радио слушать и все знать.
— А если вам надо написать письмо товарищу?
— Мы ему по телефону позвоним.
— А если телефона нет?
— Мы это письмо нарисуем, — не унималась Наташа. — При помощи картинок.
— О'кей! — сказала Ирина Вадимовна. — В таком случае мы проведем опыт. Мы с клоуном Саней уйдем в живой уголок. Он нарисует письмо. А вы будете его читать.
Клоуны обрадовались и стали ждать. А товарищ Помидоров читал газету.
В живом уголке Ирина Вадимовна сказала Сане:
— Помнишь телеграмму, которую ты прислал нам из тайги?
— Конечно.
— Вот ее и нарисуй.
Саня крепко задумался. Потом взял карандаш и нарисовал такой рисунок:
Директриса глянула и сказала:
— Что-то я не понимаю. Ведь телеграмма была такая: «Встречайте меня. Я уже вылетел. Клоун Саня из тайги и его верный Полкан». И никаких мух.
— И здесь мух нет. Это пчела. Она жужжит. Значит надо читать: ж-ж-ж. А это — дитя. Вместе получается: ж-ж-ж-ждитя. Дальше нарисован я.
— А ты что делаешь?
— Я ужа лечу.
— При чем тут уж?
— А при том, что получается: ж-ж-ж-ждитя. Я ужа лечу. То есть — я уже лечу в самолете. В смысле — вылетел.
— Что же. Логично, — согласилась начальница. — Только ты и самолет нарисуй… И еще в телеграмме про Полкана было.
Саня согласился и дорисовал. Вот что у него вышло:
Иными словами:
— Ж-дитя самолет я уже лечу вместе с Полканом.
Потом Саня свистнул, и со двора примчался Полкан, стуча высокими каблуками по паркету. Саня запихнул ему в рот письмо и велел отнести клоунам.
И вот Полкан ввалился в класс с посланием в зубах. Все к нему бросились. Первой, как обычно, успела Наташа. Она стала читать:
— Ой, это все очень просто. Когда Саня был маленький, его укусила муха. Так что он даже подлетел. Он долго болел и страдал. И решил, когда вырастет, он станет врачом и будет лечить зверей.
— А что? — сказала Василиса Потаповна. — Очень трогательная история. Может, все так и было.
— Нет, — возразил Шура. — Это надо по-другому читать. Смотрите: Полкан, уж, доктор… Это ж стихотворение получается.
Полкан уж заболел,
Как малое дитя.
Летите все ко мне,
Он болен не шутя.
— Высокая поэзия, — сказал товарищ Помидоров. А потом добавил: — И температура высокая — что-нибудь под сорок… — Но тут его осенило: — Как же Полкан заболел, когда он сам сюда пришел. Нос у него холодный, язык красный. Хвостом так и крутит. И при чем тут муха?
— Внесем поправки, — сказал поэтический Шура. — Учтем муху.
— И хвост надо учесть, — вставила Наташа.
— И хвост учтем. Вот что будет:
Полкан уж весь здоров,
Как малое дитя.
Он мухой к нам летит,
Своим хвостом крутя.
Василиса Потаповна была поражена. Как из такого маленького письма столько поэзии вышло? Только что Полкан был больной с высокой температурой, и вот он уже здоров, «своим хвостом крутя». Сама Василиса Потаповна только головой крутила.
В это время в живом уголке Ирина Вадимовна беседовала с клоуном Саней.
— Жил ты раньше, Саня, в тайге. Коза твоя охотничья белок выслеживала. Кругом просторы, поля, мотоциклы. А теперь ты должен работать. Учиться писать и считать.
— Только писать! — возразил Саня. — Мне считать необязательно. Я очень хочу с одной девушкой переписываться. Я ее в «Огоньке» увидел. И решил с ней дружить. — Он вытащил из-под рубашки журнал, завернутый в целлофан, и показал портрет. — Она строгая и серьезная.
— Очень хорошая девушка! — похвалила Ирина Вадимовна. — Мы обязательно познакомимся с ней поближе. Мне кажется, я даже знаю, где она живет.
Тут прибежали клоуны и стали читать Сане его загадочные стихи:
Полкан уж весь здоров,
Как малое дитя.
Он мухой к нам летит,
Своим хвостом крутя.
— Во дают! — рассмеялась Ирина Вадимовна. — Ты им телеграмму послал, а они целую поэму сочинили.
Тогда Саня все рассказал про свое письмо.
— Такое письмо надо посылать вместе с сочинителем, — сказал товарищ Помидоров. — Чтобы он сам и разгадывал. Откуда я знаю, что это жж-дитя, а не ж-же-ребенок?
— Может, еще один опыт проведем? — сказала Ирина Вадимовна.
— Давайте!
— Есть такой призыв всенародный: «Прячьте спички от детей». Напишите его при помощи рисунков.
Клоуны долго совещались в углу с товарищем Помидоровым. Потом принесли рисунок. В углу была женщина. Она стирала что-то в корыте. А вокруг было много-много спичек.
— Как это понимать? — спросила Ирина Вадимовна.
А Василиса Потаповна только глазами хлопала из-под очков.
— Это прачка, — сказала Наташа. — Это спички. Вот и выходит: ПРАЧКА СПИЧКИ. То есть ПРЯЧЬ-КА СПИЧКИ. Это ясно любому, даже слаборазвитому.
— Нет, — не согласилась Ирина Вадимовна. — Тут и сильноразвитый ничего не поймет. То ли это «Прячь-ка спички», то ли это «Стирайте дрова». Не получается у вас с рисунками… А как быть с фамилиями? Товарищу Помидорову в паспорте надо помидор рисовать?
Клоуны опечалились. Действительно, на рисунках далеко не уедешь.
— А теперь сделаем выводы, — строго, но весело сказала директриса. — Люди общаются между собой при помощи разговора, писем, телеграмм, записок и жестов… например, щелчков.
Она сказала так и дала Сане щелчок. Потому что он засунул руку в аквариум и общался с рыбами при помощи вылавливания.
— Мы можем даже беседовать с людьми, которые давно уже умерли. И понимать их, потому что можем прочесть написанные ими книги.
— Я очень люблю старинные книги, — сказала Наташа. — Они такие огромные. Из них можно домик построить. Если такой книгой кого-нибудь треснешь, он сразу поумнеет. В два раза.
— А если книгой не трескаться, а прочитать ее, — воспитательно заметила старшая воспитательница, — можно поумнеть в десять раз.
А Ирина Вадимовна продолжала:
— И вся наша речь состоит из отдельных просьб, мыслей, описаний.
Они передаются предложениями. Вот вам пример предложения: «Мальчик завяз в снегу».
— Пусть каждый сам придумает предложение, — предложила Василиса Потаповна.
Первым придумал товарищ Помидоров:
— Гражданин Петров пошел в банк и там завяз.
Клоун Саня подхватил:
— Гражданка Петрова пошла в банк и там завязла.
Наташа развила эту мысль.
— Их дети Петя и Танюша пошли в банк и там завязли. Бедные.
А клоун Шура молчал.
— Ты чего молчишь? — спросила Ирина Вадимовна. — Придумай что-нибудь.
— А что придумывать? Все уже завязли… В этой банке.
ПРИЛОЖЕНИЯ ко второму дню занятий
Приложение первое. НЕИЗВЕСТНАЯ
Это, ребята, фотография из журнала «Огонек». Портрет той девушки, с которой хочет переписываться охотничий Саня. Что вы можете о ней сказать? Сколько ей лет? Кем она работает? Почему сидит в этом кресле на улице? Есть ли у нее дети? Как они себя ведут?
Пусть мама запишет ваш рассказ. А лет через двадцать вы его прочитаете. И будете очень радоваться.
Приложение второе. УРОК ТЕТИ ФЕКЛЫ
Вот очки, а это стекла,
А за ними тетя Фекла.
Она приготовила вкусный обед и сказала:
— Не знаю, чему вас там учат в школе, а я бы хотела вас научить правильно вести себя за столом. Главное — надо больше есть. Это очень полезно. Чем больше человек ест, тем больше он толстеет. Чем больше он толстеет, тем больше он здоровеет.
— А у нас в тайге толстым людям плохо! — сказал Саня. — Захочет он на лошадь сесть — лошадь ляжет. Захочет на дерево залезть — дерево согнется.
— Воспитанные люди на лошадь не лазят и на деревья не садятся, — сказала тетя Фекла. — Они дома живут, телевизор смотрят. И за гостями ухаживают. Вот ты, Шура, почему ты не ухаживаешь за Наташей? Передай ей, пожалуйста, котлеты.
Шура потянулся за котлетами, но клоун Саня обежал стол и ухватился за тарелку с другой стороны.
— Отдай. Я хочу быть воспитанным.
— И я хочу быть воспитанным.
— Я тоже хочу быть вежливым!
Тут тарелка разломалась, и котлеты полетели к Наташе сами. А макароны отправились в другую сторону. Они упали на тетю Феклу. И у нее получилась красивая старинная прическа. Из макарон.
Тетя Фекла рассердилась и того и другого стукнула ложкой. Так окончился разговор о вежливости и воспитании.
Приложение третье. РИСУНОК НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Это комната, в которой уже два дня живет клоун Наташа. Видите, в ней полный беспорядок. Все везде валяется и висит не там, где надо. Колготки — на люстре, на столе — модные сапоги, а в шкафу за стеклом прыгает котенок Васька — «одна штука». В ваших комнатах, наверное, тоже бывает так.
Если Наташе надо будет срочно поехать в командировку, она раньше чем через неделю не уедет. Потому что отыскать пальто, ботинки и зубную щетку может только опытный сыщик.
Попробуйте найти на рисунке пять предметов, нужных для поездки в другой город, — зубную щетку, расческу, чемодан, кошелек и будильник.